Путь учителя или почему врачи выбирают остеопатию

Путь учителя или почему врачи выбирают остеопатию
13.11.2014

ПУТЬ УЧИТЕЛЯ ИЛИ ПОЧЕМУ ВРАЧИ ВЫБИРАЮТ ОСТЕОПАТИЮ

В память о профессоре Владимире Леонидовиче Андрианове,

беседа с главным врачом центра В.В. Ковровым

- Год назад ушел из жизни замечательный человек, мой учитель, Владимир Леонидович Андрианов. Будучи ученым с мировым именем, он оставил, несомненно, очень значимое научное и практическое наследство, как  в области ортопедии и травматологии, российской и советской,  так и в области остеопатии.

Владимир Леонидович был основоположником, первооткрывателем и проводником, если можно так выразиться, остеопатии в России. Именно благодаря его энергии и дальновидности как ученого, рядовой визит американских врачей в Россию (тогда еще в Советский Союз) по обмену опытом, дал толчок к появлению в нашей стране нового для нас направления в медицине – остеопатии.

- Что это был за обмен опытом, в какой области?

 - Группа американских остеопатов в 1988 году подала заявку в Министерство здравоохранения и приехала в Москву.  А Владимир Леонидович являлся на тот момент главным детским ортопедом-травматологом Советского Союза и возглавлял Научно-исследовательский детский ортопедический институт им. Г. И. Турнера. Ему пришла разнарядка принять американскую группу остеопатов, в рамках существующих на тот момент процедур обмена опытом . Возглавляла эту группу одна из старейших остеопатов Виола Фрайман. Во время встречи было проведено несколько демонстраций остеопатического лечения пациентов института. Результаты были замечательными. А Владимир Леонидович увидев, насколько эффективен метод лечения, заразился этой идеей и организовал поездку группы наших врачей из института Турмана в Америку.

- Что замечательного было в этих результатах? В сети пишут, что все свидетели этой демонстрации были очень впечатлены и заинтересованы, но конкретные примеры не приводятся…

-Мне лично Владимир Леонидович рассказывал про гипоплазию, недоразвитие лучевой кости у девочки. Ей грозила операция по удлинению кости. Виола Фрайман с ней поработала, и первым результатом было улучшение функциональности руки, а конечным – то, что  операции не потребовалась.

- Звучит так, что не потребовалось искусственное удлинение с помощью операции? То есть кость сама выросла?

- Именно так. Наверное, были и другие результаты, но Владимир Леонидович мне рассказывал про этот. Таким образом, он понял, насколько это перспективный метод и организовал поездку наших врачей в клинику Виолы Фрайман.

Позже было организовано несколько таких поездок группы остеопатов из 10 человек. После чего, понимая все сложности организации таких выездов для советских врачей, Виола Фрайман попросила профессора Рензо Молинари из Европейской школы остеопатии (Великобритания) приехать в Россию. Тогда, по договоренности с Владимиром Леонидовичем, на базе организованной при поликлинике института Турмана Академии развития ребенка (один из первых остеопатических центров), с помощью коллег из Великобритании был открыт филиал Европейской Школы остеопатии. Произошло это в середине 90-х. Приблизительно в это же время была организована Высшая русская школа остеопатии, уже с помощью французов. Таким образом, был дан старт обучению российских врачей остеопатии. А Владимира Леонидовича можно назвать тем человеком, который дал шанс многим российским врачам познакомиться с этой наукой. Те из них, кто увидел и почувствовал на практике возможности остеопатии, навсегда связали с ней свой  профессиональный путь и свою жизнь. И я в том числе.

- Расскажите, когда вы познакомились?

- Я познакомился с Владимиром Леонидовичем благодаря случаю…  в 1999 году я закончил интернатуру по хирургии и ВМА и был направлен на службу в бригаду внутренних войск. И ровно через 1,5 месяца службы нашу бригаду в полном составе перебросили в Чечню…для усиления нашей группировки во время 2-й чеченской кампании. Я там занимал скромное место начальника медицинской службы батальона. И в один прекрасный день я получил письмо от своей будущей супруги о том, что она, будучи на приеме у Владимира Леонидовича, с которым ее семья была давно знакома, рассказала про выпускника ВМА, который сейчас в Чечне, то есть про меня. Вот таким образом  я получил заочное приглашение стажироваться в Академии развития ребенка у самого профессора Андрианова.

- Повезло…

- Да, Владимир Леонидович не жалел своего времени для обучения врачей, которым посчастливилось оказаться рядом с ним. Это было для него характерно, фраза «приходи, научим» звучала не раз… Вернувшись из командировки через 3 месяца, находясь в отпуске, я пошел в Академию и познакомился с Владимиром Леонидовичем. Весь  этот день я присутствовал на приеме, и был поражен тому, ЧТО врач может делать только при помощи собственных рук.

- А разве видно сразу, что врач может сделать с помощью рук? Ведь эффект наступает через некоторое время?

- Не важно, через какое время… я сказал не «сделать», а «делать»: ставить диагноз, общаться с тканями. Симптомы действительно могут уходить не сразу. Но изменение состояния человека наступает тут же, во время процедуры. Когда кричащие дети успокаиваются, когда взрослые пациенты засыпают – это видно, и чтобы это увидеть, даже не нужно обладать специальными врачебными знаниями и опытом.

Вскоре я понял, что вижу себя в остеопатии, уволился из армии и примерно через год начал работать в Академии развития ребенка и вести прием. Одновременно, по рекомендации Владимира Леонидовича, прошел курс обучения остеопатии в  Институте остеопатической медицины в МАПО… это был 2002г.

Когда я с выпускниками ИОМ поехал сдавать экзамены и защищать диплом в Женеву,  Владимир Леонидович поехал с нами. Несмотря на то, что с одной стороны, он на  тот момент не являлся преподавателем, а с другой – был величиной мирового масштаба, которого знали как ученого, автора множества научных статей и монографий по ортопедии, он просто был с нами рядом, как частное лицо.

- А, кстати, почему он не являлся преподавателем ИОМ?

- Это не так уж важно. Он делал свой огромный вклад в обучение будущих врачей-остеопатов  в течение всего времени своей работы в Академии развития ребенка. И ради этой работы он, имея заслуженные звания и высокое административное положение, оставил пост директора института, чтобы полностью погрузиться в остеопатию. Настолько живым умом он обладал, таким интересом к жизни, творчеству и новым перспективам. А ведь когда он организовал Академию, ему было за 60. И Владимир Леонидович не раз сетовал, сколько бы операций он не сделал, если бы знал об остепатии в тот момент. Сколько раз он мог бы избежать оперативного вмешательства, как практикующий хирург... Интересно, что на наличие непроизвольной подвижности костей он вышел самостоятельно, еще в конце 70-х годов, проводя исследования костей.

-Он ушел именно в практику?

- Да, конечно.

- А можно было на базе института им. Турнера организовать свою остеопатическую школу, обучать врачей?

- Слишком сложно, учитывая действующий порядок бюрократических процедур, практически невозможно.

- И каковы были его планы? Он просто хотел работать как врач остеопат? Может быть, он планировал развивать остеопатическое направление в структуре здравоохранения, так сказать в административном плане?

- Не слышал об этом. Думаю, что Владимир Леонидович больше ощущал себя ученым, исследователем, чем администратором, хоть и от науки. Но он всегда был готов подставить плечо ради того, чтобы остеопатия в России развивалась. Ведь некоторое время, в сложные годы становления Института остеопатической медицины, он возглавлял его, по просьбе коллег. Но потом опять ушел в практическую работу. Его взгляды на развитие остеопатии были таковы, что нужно, во-первых, работать, во-вторых, вести научную деятельность, доказывая и доказывая эффективность остеопатического лечения. Что при накоплении определенного количества научных знаний, количество перейдет в качество и остеопатия будет автоматически признана. Владимир Леонидович, следуя этому принципу, много занимался исследованиями, в частности доказательством наличия ритмичных спонтанных движений тканей  (РСД). Он связывал это явление с понятием первичного дыхания, которое является одним из базовых понятий в остеопатии. Результаты этих исследований опубликованы в книге под его редакцией «Остеопатия. Теоретические и клинические аспекты.» Он также собирал и систематизировал практические знания, накопленные в разные годы остеопатами разных школ. В этой же книге приведено множество примеров результатов остеопатического лечения больных с различными патологиями, связанными с нарушениями кровообращения головного мозга, функционирования ЦНС, а также нарушениями в костной системе человека. Все его работы – это неоценимый вклад в развитие остеопатии как науки, а также в обучение новых поколений остеопатов.

- Он курировал защиту ваших дипломов в Женеве неофициально?

- Да. И очень нас поддерживал. При этом он ухитрялся в свои 74 активно участвовать во всех наших мероприятиях и посиделках, и держал удар любой силы на хорошем уровне. Он обладал большой жизненной энергией, которую сохранил до самой смерти.

Владимир Леонидович часто приглашал своих учеников домой, на на кофе, рассказывал о своих мыслях об остеопатии, о результатах научной деятельности… При этом он всегда был жизнерадостен, полон сил, всегда отличался очень хорошим чувством юмора, несмотря на то, что в последние годы был серьезно болен.  И сам был прекрасным слушателем. И очень интересно реагировал как собеседник – он мог слушать, слушать пять минут мою какую-то речь про что-то и вдруг сказать: «вот это слово ты сказал по делу, оно было единственным из всего, что  ты сказал. Послушай сам». Много времени ушло, чтобы понять, что же это такое, что он называл словом «слушать». Пониманию предела не существует,  а вот умение слушать, которое есть у семидесятилетнего человека, который прошел огонь, воду и медные трубы, творило чудеса.  Он видел человека насквозь, многие пациенты поражались, как он с порога определял немедленно, казалось бы, при отсутствии внешних признаков есть беременность или нет, проблемы в семье, личной жизни… При этом он умел поговорить с каждым, рассказать анекдот, умел поднять настроение, когда нужно умел покричать, поругать, и при этом было понятно, что – очень любя. 

И, наверное, самое главное, что Владимир Леонидович старался передать – это суть философии остеопатии, которая является и сутью философии Жизни. Это нельзя сформулировать, это можно показать,  в этом и есть наставничество, признак Учителя, который является примером, глядя на которого, ученики идут дорогой в нужном направлении. Нельзя сформулировать Путь, можно лишь обозначать какие-то принципы. Весь жизненный и профессиональный Путь Владимира Леонидовича Андрианова всегда будет являться для нас примером для подражания, как и его энергия, открытость, жизнелюбие и научная смелость.

 

 Беседовала Наталья Останькович

Возврат к списку

© Центр «ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ» 2015
Разработка сайта - Крупное Дело

Версия для слабовидящих