Что делать, если малыш протестует на приеме, плачет, скандалит, не дает к себе прикасаться доктору? И как избежать повторения такой ситуации в следующий раз?
На эти сложные вопросы отвечает нам Ольга Игоревна Калитеевская, педиатр с 30-летним стажем, врач-гомеопат, врач-остеопат.
- Ольга Игоревна, детки ведут себя очень по-разному на приеме у врача. Зависит ли результат лечения от поведения ребенка?
- Не всегда, но иногда бывает, что и зависит. Прежде всего, стоит сказать, что есть большая разница между приемом гомеопата, приемом остеопата и, условно говоря, педиатром в поликлинике. В поликлинике врач работает по протоколу, поэтому состояние и поведение ребенка влияет разве что на эмоциональный фон приема.
Когда я работаю как гомеопат, мне важны десятки подробностей: история развития ребенка, особенности его характера, поведение в кабинете, наконец, мне необходимо провести внешний осмотр, например, посмотреть лимфоузлы, послушать легкие… То есть приходится непосредственно контактировать с пациентом, и таким образом, чтобы получить необходимую и точную информацию. Поэтому мне важно доверие его родителей и его самого, чтобы выяснить все, что мне требуется для постановки диагноза и принятия решения о плане лечения. Конечно, когда ребенок скандалит, это сложнее. Приходится идти на какие-нибудь хитрости, чтобы отвлечь его, увидеть, как он себя ведет в нормальном, спокойном состоянии. Это тоже важно для диагностики. Поэтому, конечно же, поведение ребенка в кабинете играет существенную роль.
Но все-таки в этом случае у самого ребенка свободы для передвижения и времени на адаптацию намного больше, чем на остеопатическом приеме, когда его нужно уложить на кушетку почти с самого начала. Ведь лечение проходит в основном в положении лежа и в постоянном контакте, а перед этим еще его нужно внимательно осмотреть и диагностировать стоя, если ему больше года.
Иногда остеопаты работают с малышами у мамы на руках, когда совсем уж не получается с кушеткой.
Остеопатическое лечение проходит идеально, когда ребенок и его мама (или папа) спокойны и расслаблены в кабинете врача. Если пациент напряжен, врачу приходится потратить какое-то время, чтобы снять напряжение и добраться до проблемного участка, ради которого человек пришел на прием.
Одна из целей остеопатического лечения – обеспечить хорошее кровоснабжение и питание тканям. А напряжение этому препятствует. Это, кстати ко всем относится, и ко взрослым тоже. Поэтому лучшее, что вы можете сделать, чтобы повысить эффективность лечения, лежа на кушетке – забыть на это время обо всех текущих заботах, закрыть глаза и расслабиться. Хотя бы на эти 30-40 минут, пока врач с вами работает. Тогда лечение пройдет «на ура» и с наилучшим результатом.
- Но как добиться, чтобы ребенок расслабился по заказу, ведь ему трудно объяснить, что доктору надо поработать?
- В большинстве случаев мы справляемся. Отвлекаем, успокаиваем. Хорошо, когда мама помогает, тогда дело идет быстрее. Но иногда бывает и так, что ребенок категорически не дается, успокоить его не получается, и они уходят ни с чем, потратив зря свое время.
- Почему возникают трудности с адапацией в кабинете и как их избежать?
- По разным причинам. Например, есть дети 3-х – 4-хлетние, которые не спят днем, и они вечером очень плохо себя ведут. Таких лучше привести к врачу с утра.
Или ребенок уже был где-то у врача, сдавал анализы, где ему делали больно, неприятно, и он просто боится поликлиник и белых халатов.
Самое досадное, бывает, что мама вдруг начинает говорить: «не бойся, тебе не сделают больно», и это производит ровно противоположный эффект. Таких слов вообще лучше избегать, они не помогают, а наоборот, создают нездоровое напряжение.
Иногда сами родители находятся в нервном, беспокойном состоянии и это передается ребенку. Ребенок ведь сильно зависит от поведения мамы или папы, или бабушки, и чем младше возраст, тем эта зависимость сильнее.
Можно дать несколько общих рекомендаций, которые помогут добиться того, чтобы сеанс лечения прошел наилучшим образом, с максимально возможным эффектом.
Во-первых, позаботиться о том, чтобы записаться на прием в благоприятное время, привести ребенка выспавшегося и не голодного. Это не всегда просто, но стоит постараться ради результата лечения и собственного спокойствия.
Во-вторых, показать, что место, куда его привели, для него хоть и незнакомое, но интересное и приятное. Здесь можно поиграть, посмотреть книжки, полежать, отдохнуть, поболтать с тётей –доктором (или дядей-доктором). Если ребенка больше всего в данный момент увлекают какие-то особенные игрушки, лучше захватить их с собой.
В третьих, желательно выйти из дома с небольшим запасом времени, особенно если идете в первый раз, чтобы было время освоиться в незнакомом месте, посетить туалет, переодеться, если это необходимо. И спокойно зайти в кабинет.
Мне очень нравятся родители, которые понимают, насколько важна для ребенка обстановка и их собственное настроение. Такие мамы часто улыбаются, у них всегда наготове бутылочка с водой, какой-то мелкий перекус (яблочко, печенюшка, финик, йогурт), любимая книжка или игрушка. И мы не тратим драгоценное время на то, чтобы успокоиться и расслабиться, а только на то важное дело, для которого мы собрались в кабинете. В такой компании и с таким настроем лечение всегда проходит превосходно!