Наталья Владимировна Маркова, врач-остеопат, врач-невролог, делится впечатлениями после семинара канадских преподавателей монреальской остеопатической школы. Ведущий семинара - Дениза Дюфрен, доктор остеопатии, регулярно проводит специальный курс по педиатрии в разных странах Европы, в области остеопатии.
- Курс состоит из двух семинаров, посвященных проблемам и особенностям работы врача с детьми. Техники техниками, а способ взаимодействия с пациентом на «детском» и «взрослом» приеме отличаются больше, чем многие могут себе представить. Огромное впечатление произвела манера канадских коллег общаться с маленькими пациентами, как они аккуратно входят на их территорию, понимают их проблемы. Даже несмотря на вербальные ограничения, по разным причинам – или это еще малыш, которому по возрасту не положено говорить, или те, кто постарше, но с какой-то патологией. Особенно, у кого органическое поражение головного мозга. Хорошо видно, как устанавливается контакт. Причем, что поразительно, когда врач говорит на другом языке - французском, английском - дети понимают, даже без переводчика, с чем к ним обращаются.
- И этому можно научиться? Казалось бы, умение устанавливать контакт – это талант врача, у кого-то получается, у кого-то не очень…
- Можно. Это в первую очередь работа над собой. Дети любят честность, открытость. Ребенок не пойдет к человеку, который движим одним желанием – внедриться в личное пространство, невзирая ни на что, чтобы сделать «хорошее», что доктор считает правильным. А ребенку, может быть, это не нужно. Самое главное, чему они учат – это услышать, в чем нуждается маленький пациент. И дети сами показывают, как и где нужно работать.
- Это фантастика какая-то!
- Надо наблюдать за детьми. Они все показывают и рассказывают. И как проводить лечение, и сколько тоже. Когда ребенок устает от каких-то остеопатических манипуляций, он действительно показывает, что – все, достаточно, он больше не хочет. И это надо увидеть.
Я попросила Денизу подписать мне книгу авторов семинара, и там так написано: «Наталья, я желаю вам относиться с уважением к чувствам ребенка, в них есть огромная глубина, которая заслуживает большого внимания и благодарности». Я поняла, это и есть самое главное, что мы получили на семинаре. Техники в конце концов можно выучить, по большому счету они известны всем остеопатам. А вот такой подход ко всему, что касается общения во время сеанса, он самый важный.
И еще важно, когда родители участвуют в лечении. Не сидят в коридоре, не копаются в телефоне, не подсовывают своему ребенку на это время мультик или соску. А находятся рядом, держат за руку. Или держат малыша на руках. Одна мама поделилась со мной своими ощущениями во время сеанса: «вот вы с ребенком работаете, а я все чувствую».
Тогда и результаты намного лучше, чем в тех случаях, когда родители просто «сдают» врачу на время процедуры свое чадо.
Хорошие результаты у тех детей, чьи родители тоже проходят лечение. Тогда они вместе продвигаются вперед, в семье появляется больше взаимопонимания и гармонии.
- А если родители не участвуют таким вот образом, это может повлиять на результат лечения?
- Если родители не участвуют, может возникнуть проблема торможения. Это связано с тем, что иногда они продолжают смотреть на своего ребенка «старым» взглядом, ожидая проявления привычных проблем, в то время как у него уже и речь лучше, и развитие пошло быстрее. Улучшения надо подхватывать, поддерживать и развивать своим участием, отношением, соответствующим ситуации, двигаться с ним вместе вперед.
Тут даже не в техниках дело. На первый план выходят личность ребенка, его чувства, важно слышать его состояние, деликатно входить на его территорию, в его гармонию… потому что с момента рождения он – человек. И не надо с ним так: «вот я взрослый и умный, и я точно знаю, как тебе будет лучше». Это точно не сработает.
- О каких заболеваниях мы говорим?
- А там были очень разные пациенты. И с аутистическим спектром, и после автоаварий, и с задержкой речевого развития, и дети с синдромом СДВГ.
Кстати, сейчас появилось много неконкретных формулировок диагнозов. Это косвенный показатель того, насколько важен индивидуальный подход к каждому пациенту. Чего стоит одна только вот эта фраза: «аутистический спектр». Ее часто используют, когда ситуация непонятна, а аутизма тут может и вообще не быть. Это похоже на формулировку в неврологии: «дегенеративно-дистрофическое заболевание позвоночника» - и туда относят все, что непонятно… Или «вегето-сосудистая дистония».. ставят такой диагноз и людям с паническими атаками, и сердечными перебоями, а там же может быть тысяча причин… Почему я остеопатией никогда не перестану восхищаться – потому что здесь как раз можно индивидуально к человеку подойти, и лечить не болезнь из справочника международной классификации болезней, а использовать подходы и принципы, помогающие находить и разбираться с конкретными нарушениями.